Как играть в нарды

Как играть в нарды

Существует огромное количество разновидностей игры в нарды. Однако при всем разнообразии, можно выделить наиболее общие правила, которые помогут быстро разобраться в любом варианте игры. Все разновидности игры можно условно поделить на два больших класса: длинные нарды и короткие нарды. Они отличаются тем, что в коротких нардах допускается сбивать шашки противника, а в длинных – нет, а также первоначальной расстановкой шашек.

Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.

В правилах более ценной считается победа с более значительным преимуществом. Используется до трёх типов «более значительной» победы:

  • Марс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел завести в свой дом все свои шашки, в то время как оппонент вывел все за доску.
  • Домашний марс — ситуация, при которой проигравший успел все свои шашки завести в дом, но ни одной не вывел, в то время как оппонент вывел все свои.
  • Кокс — ситуация в длинных нардах, при которой проигравший не успел сместить одну или несколько своих шашек из дома, в то время как оппонент вывел все свои за доску. Ситуация в коротких нардах при которой проигравший не успел снять одну или несколько своих шашек с «бара», в то время как оппонент вывел все свои за доску.

Система подсчета игровых баллов:

  • Простая — 1 балл;
  • Марс — 2 балла;
  • Домашний марс — 3 балла;
  • Кокс — 4 балла.

Игра длинные нарды, правила

Длинные нарды — один из основных вариантов игры нарды.

У каждого по 15 шашек на своей части доски вдоль левой стороны. Шашки в исходном положении называются «голова».

Делать ход из начального положения означает «брать с головы». С головы допускается брать лишь одну шашку за ход.

Длинные нарды — правила игры, начало

При игре в длинные нарды перемещение шашек происходит против часовой стрелки, как показано на рисунке.

Право ходить первым в длинных нардах определяется так: каждый игрок бросает одну зару, у кого больше ходит первым. При равенстве выпавших очков, зары бросают еще раз. Если после одной партии сразу играют другую, то ее начинает победитель.

Зары (кубики) кидают поочередно таким образом, чтобы оба они упали в одной половине игровой доски и устойчиво легли на грань. Если кубики разлетелись по обеим половинам доски, если хотя бы один из них упал за пределы доски, или даже встал косо, прислонившись к борту или шашке, бросок повторяется.

В игре длинные нарды можно объявлять бросок соперника недействительным, сказав слово «кестум» непосредственно при броске или перед его началом.

Цель игры в длинные нарды

В игре длинные нарды игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в дом и выбросить их раньше, чем это сделает противник. Дом для каждого игрока — это последняя для движения его шашек четверть доски (с 19 по 24 пункты).

Длинные нарды – движение шашек

В игре длинные нарды игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок перемещает любую свою шашку на число пунктов, равное выпавшему числу на одной заре, а потом эту же или любую другую шашку — на число пунктов, выпавшему на другой заре. Например, если на одном кубике выпало «два», а на другом «шесть», то можно передвинуть одну свою шашку на два пункта, а другую — на шесть или можно передвинуть одну шашку на все восемь пунктов. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения.

C головы можно взять лишь одну шашку. Исключения возникают в начале игры в случаях, когда одной шашкой пойти нельзя (она попадает в голову соперника’), тогда ходят двумя шашками.

Для первого игрока это даблы: шесть-шесть, четыре-четыре, три-три.

Для второго игрока вариантов выпадения зар, при которых с головы можно снять две шашки, больше, так как мешать кроме ‘головы’ соперника будут также шашки, которые он уже снял: если противник первым броском кинул два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять, шесть-два и четыре-четыре.

Когда на обоих зарах выброшено равное число очков (дубль, куш, паш, гош), игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода на число пунктов, выпавшее на одном кубике.

Как играть в нарды

Опираясь на вышеуказанное, можно сказать, что тактическая задача каждого игрока — занять как можно больше пунктов своими шашками, с целью ограничить движение шашек соперника.

В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах(шашки попадают на занятые лунки), очки пропадают, и игрок пропускает ход.

Игрок не может отказаться от возможного хода, даже если он ему не выгоден. Также игрок не может и сократить ход, например, вместо 6 пойти 3. В ситуации, когда игрок может выполнить любой из двух ходов, но только один он должен походить больший, меньшие очки сгорают. Существует вариант игры, где в такой ситуации игрок имеет право выбора. Выигравшим в этой игре считается тот, кто первым пройдет полный круг и, оказавшись в доме, выбросит все свои шашки. Проигравший платит установленную перед игрой ставку.

Выбрасывание шашек в игре длинные нарды

‘Выбрасывать шашки’ — значит делать ходы, после которых шашка оказуется за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом:

Длинные нарды — правила игры, выбрасывать

В игре длинные нарды выбрасывать шашки можно только с пунктов, номера которых соответствуют выпавшим на зарах очкам. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го пункта и одну шашку с 3-го. В игре длинные нарды можно выводить шашки с полей меньшего значения, чем выпало на зарах, только если в полях выпавшего значения шашек нет. Например, на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, тогда можно вывести две шашки со следующего — четвертого поля, а если нет и там шашек, то с третьего, и так далее.

Длинные нарды – результаты игры

Ничьей в игре длинные нарды не бывает. Кто первый выбросил шашки — победитель.

Длинные нарды с даве: При игре с даве каждый игроков до броска может предложить противнику сдаться или поднять ставку при этом поднятие ставки по договоренности может быть не только в геометрической прогрессии (2-4-8-16 …), но и в арифметической (1,2,3,4 …). В начале партии право такого предложения есть у кажого игрока. После поднятия ставки по заявке одного из соперников это право и вместе с ним куб удвоения переходит к другому. Иначе говоря, предложения на увеличение ставки передается по очереди. При игре в длинные нарды с даве нет вариантов марс и оин.

Короткие восточные нарды

Опираясь на вышеуказанное

Игровая – доска из 4 полей, или пунктов, имеющих вид ячейки. Пункты сгруппированы по 6 ячеек на каждом поле. Эти группы называются соответственно: дом, игровое поле. У каждого игрока имеется по 15 шашек. Их первоначальная расстановка показана на рисунке:

Цель игры – провести свои шашки по игровому полю, собрать их в своем доме и снять с доски раньше, чем это сделает ваш противник.

Право первого хода разыгрывается следующим образом. Каждый игрок бросает по одной кости. Тот игрок, у которого выпало больше очков, получает право первого хода. В процессе игры игроки бросают кости поочередно. Свои кости игрок видит на правой половине доски, кости противника – на левой половине.

Количество пунктов, на которые игрок может переместить шашки, определяется выброшенными костями – шашки должны быть перемещены на то количество пунктов, которое выпало на костях.

Движение шашек происходит навстречу друг другу в коротких нардах

При перемещении шашек можно ставить шашки на свободные пункты, или сбивать одиночные шашки противника при игре в короткие нарды. Если в ячейке стоит две и более шашек противника – ячейка считается занята и в нее шашку ставить нельзя. Перемещать можно либо одну шашку, либо две, либо 4 шашки — если выпадает куш.

Если на костях выпало одинаковое количество очков, то такой бросок называется «дубль» или «куш». В этом случае количество очков, на которое игрок может передвинуть кости, удваивается, как если бы игрок бросил кости два раза. В этом случае игрок имеет право переместить 4 шашки за один ход.

Игрок не имеет право не перемещать шашки, если у него есть возможность хода. Если при сложившейся позиции есть возможность выбора только одного перемещения, игрок должен произвести ход, использующий большее число очков. Если существуют альтернативные ходы, один из которых использует одну кость, а другой – две кости, игрок обязан произвести ход, использующий две кости. Если игрок не имеет возможности передвинуть свои шашки на выпавших костях, он пропускает ход.

Если шашка противника стоит на позиции одна, то можно ставить туда свою шашку, при этом чужая считается сбитой с доски и показывается на середине игрового поля – на «баре». За один ход можно сбивать любое количество шашек.

Прежде чем двигать другие шашки, игрок обязан вернуть на доску все свои сбитые шашки — они выставляются в дом противника на допустимую позицию соответственно выброшенным костям. При этом можно сбивать чужие шашки. В своем доме, при выбивании шашки противника, шашка должна оставаться на месте, или же при передвижении шашка остается открытой, или же открыть любую другую шашку. Своя шашка в доме, только накрывается сверху, а не убирается на верх двух и более, своих шашек.

При заведении последней шашки в «дом», шашка заводится большим количеством очков выпавших на костях. Исключением из правил есть та ситуация когда занята ячейка для игры большим количеством выпавших очей – шашками противника.

Игрок имеет право снимать шашки с доски, только если все его шашки находятся в доме. Если в процессе снятия шашек противник сбивает шашку, то игрок не имеет права снимать шашки, пока не приведет сбитую шашку (или шашки) обратно в дом. Шашки снимаются в соответствии с выброшенными костями. Если количество выброшенных очков больше, чем требуется для снятия самой дальней шашки, игрок обязан снимать сначала самые дальние. Игрок имеет право перемещать шашки в доме, не снимая их с доски.